Для того чтобы ответственные строительные конструкции, выполненные с применением щебня, имели максимальную прочность и долговечность, щебень нужно хорошо утрамбовывать. Но кроме трамбовки проводится ещё одна процедура, которая называется расклинцовка щебня.

Суть расклинцовки заключается в последовательном заполнении пустот щебнем всё меньшего размера фракций. Например, в дорожном строительстве при устройстве основания дороги сначала укладывается и утрамбовывается щебень с размером фракции 50-70 мм (реже 80-120 мм). Затем сверху засыпается щебень с фракцией 20-40 мм, и процедура выравнивания и трамбовки повторяется. Наконец, далее делается подсыпка мелким щебнем (5-20 мм), и он снова утрамбовывается.

В результате перечисленных операций получается плотное, прочное основание для прокладки качественной дороги с высокой несущей способностью. Для устранения трения между элементами щебня во время расклинцовки его поливают водой.